Как я отреставрировал старый патефон. Фото до и после

патефон фото

Идея отреставрировать старый патефон пришла сразу после того, как я продал свой граммофон. Я нашел на Авито недорогой патефон ПТ-3 завода Главширпотреб, в плохом состоянии и принялся его восстанавливать.

В этой статье я подробно опишу, в форме инструкции, как восстанавливал этот патефон. Фото процесса и результата – прилагаются.

Выбор патефона

старый патефон
spbvnl.ru

На Авито много объявлений о продаже патефонов, но в большинстве своём отличие только в цене. Состояние примерно у всех одинаковое — плохое.

После просмотра нескольких вариантов я остановился на патефоне ПТ-3 завода Главширпотреб за 3500 ₽. Состояние было удручающим: вмятины на корпусе, обивка порвана, с неотмываемыми пятнами и следами времени, весь металл в полуржавом состоянии. Зато завода пружины хватало на воспроизведение почти 2-х сторон грампластинки.

Совет: При покупке, в первую очередь обращайте внимание на пружину (при полном заводе она должна отыгрывать 2 стороны грампластинки) и полную комплектность. Не советую покупать патефон с сильной ржавчиной. Цена ориентировочно 4 – 5 тысяч рублей.

Реставрация патефона

Процесс реставрации я условно разделил на 4 этапа:

  • Оклейка корпуса новым материалом
  • Чистка и полировка всех металлических элементов
  • Чистка и покраска раструба
  • Чистка и смазка двигателя

Первым делом я разобрал патефон на части: двигатель и три деревянные части корпуса отложил в сторону, а все остальные детали разобрал до винтика и разложил по отдельным zip-пакетам и убрал в контейнер, чтобы ничего не потерялось.

Важно: при разборе тонарма не потеряйте подшипники — они очень маленькие и подобрать похожие очень сложно!

Сначала я ободрал весь дермантин с корпуса и принялся очищать его от следов клея и остатков ткани. За два вечера я полностью отшкурил наждачкой все три части корпуса и замазал шпаклевкой по дереву крупные вмятины на корпусе. Проклеил все швы днища и крышки клеем по дереву.

Выбор новой обивки был непростым – в магазине мне предложили одних только чёрных цветов около 15 видов! Остановился на недорогом, но с очень красивой структурой чёрном кожзаме на тканевой основе. Точный размер и цену не помню, по-моему брал 2х1,2 метра за 1500 ₽.

В качестве клеящих средств я выбрал клей-гель «Момент» и супер клей этой-же фирмы. Еще купил набор пластмассовых шпателей, которые используют в ремонте квартир.

реставрация патефона
spbvnl.ru

Оклейку корпуса я начал с самой простой – средней части корпуса (на фото уже верхняя крышка), на которую крепится двигатель, тонарм и весь обвес. Расстелил на столе кожзам и положил на него корпус и обвел ручкой контур, добавив по 4-6 сантиметров с каждой стороны для оклейки боков и надежного крепления с обратной стороны. Вырезал и начал клеить: нанес клей ровным слоем шпателем на корпус и тканевую основу, дал впитаться 30-60 секунд, как написано в инструкции к клею, соединил корпус и кожзам вместе. Чистым шпателем с силой прошёлся по кожзаму сверху, чтобы клей распределился и кожзам приклеился равномерно. Положил под пресс.

На следующий день, после того как первая сторона приклеилась, я начал резать уголки — очень аккуратно и с большим запасом. Затем приклеил суперклеем боковые кромки и кусочки кожзама с обратной стороны. Очень аккуратно проклеил каждый угол и отрезал лишний кожзам. После чего сделал надрезы на крупных отверстиях и, загнув их внутрь корпуса, тоже проклеил суперклеем. Это была самая простая часть корпуса, которая заняла всего два вечера работы.

Примерно все то же самое проделал с двумя другими частями, но времени это заняло уже гораздо больше. Каждый день я клеил одну сторону и оставлял сохнуть под прессом до следующего дня. Для проклейки внутренней стороны крышки я напилил в размер деревяшек, которые прижимал дешевыми пластиковыми струбцинами.

ремонт патефона
spbvnl.ru

Больше всего времени ушло на уголки. На все уголки оставлял небольшой запас кожзама и клеил в последний момент. Я клеил их в нахлест, хотя в оригинале уголки были сделаны стык в стык, но это слишком ювелирная работа.

На проклейку всего корпуса ушло больше всего времени — около 2-х недель работы вечерами и 4-е целых дня выходных.

Каждый день работы над патефоном я начинал с клейки корпуса, потом отставлял его под прессом и принимался за что-то другое.

Примерно 2-3 вечера ушло на то, чтобы зачистить раструб от грязи, ржавчины и остатков старой потрескавшейся и полустертой краски. Крупные части чистил шуруповёртом с карцщеткой, мелкие — гравёром с карцщетками. После чистки раструба он был прокрашен в два слоя нитро-краской из баллончика.

патефон своими руками
spbvnl.ru

Самым простым из этапов оказался перебор двигателя, хотя и пришлось немного помучиться с пружиной. Двигатель разбирался до последнего винтика, чистился от пыли, грязи и ржавчины, смазывался и собирался обратно. Чистился тем же гравёром с разными насадками. В общей сложности заняло около 2-х вечеров.

Один из последних этапов была чистка и шлифовка всех металлических элементов, вплоть до винтиков. Если с чисткой проблем особо не было, кроме того, что иголки из китайских карцщеток летят во все стороны, впиваясь в кожу (обязательно используйте защитные очки), то со шлифовкой пришлось возиться достаточно долго.
Вся чистка заняла 4-5 дней и 7 дней, включая двое выходных, ушло на шлифовку.

устройство патефона
spbvnl.ru

Когда все эти этапы были пройдены, наступил самый приятный — сборка. Со сборкой никаких проблем не возникло, все было собрано за пару часов. И затем, первый промежуточный тест!

После этого оставалось очистить корпус от пятен пальцев и оттереть все следы пасты для шлифовки. Купить и обрезать новый фетровый круг.

Вот и все! Результат превзошел все ожидания!

патефон цена
spbvnl.ru
патефон купить
spbvnl.ru

По итогам: Процесс реставрации занял 3 недели. В работе я допустил пару просчетов: один раз неправильно отрезал кожзам, не хватило 2 см с одной стороны, потерял парочку винтиков и что самое печальное – несколько подшипников, не совсем ровно получились некоторые уголки. В остальном, все очень аккуратно и красиво.

Патефон цена

Все деньги, которые я потратил на то, чтобы купить патефон и отреставрировать его:

  • 3500 ₽ – старый патефон на Авито
  • 1500 ₽ – шлифкруги, карцщетки, наждачка и т.д.
  • 1000 ₽ — всякая мелочь: шпатели, шпаклевка, винтики, нож канцелярский, струбцины, нитро-краска и т.д.
  • 2000 ₽ — клей (1 большой тюбик геля, 3 средних и 15 тюбиков супер клея)
  • 1000 ₽ — фетр

Суммарная цена на патефон получилась в районе 9000 ₽.

Готов ответить на любые вопросы в комментариях.

comments powered by HyperComments