Три мушкетёра. Подвески королевы. Виниловая пластинка. Слушать онлайн.

Виниловая пластинка В. Соловьев-Седой - Подвески Королевы

Во всей мировой литературе немного найдется произведений такой популярности, как роман Александра Дюма «Три мушкетера». Время над ним не властно. И в наши дни о нем говорят с восторгом, в котором, однако, можно явственно расслышать легкую иронию, насмешку. Не над романом, над собой — над читателем XX века, пережившим глубочайшие потрясения подлинными шедеврами мировой литературы и все же не нашедшим в себе силы устоять перед блистательным, истинно «д’Артаньяновским» натиском этого романа. Впрочем, ирония живет и в почерке самого автора. Не случайно подавляющее большинство многочисленных музыкальных, театральных, кинематографических прочтений «Трех мушкетеров» решены в комедийном, а подчас даже в гротесковом плане. Таким был Макс Линдер в немой ленте «Три мушкетера», клоунадное трио в американском фильме 30-х годов; таков превосходный пародийный мультфильм о собаках короля и котах кардинала, телевизионный многосерийный мюзикл «Д’Артаньян и три мушкетера» и многие другие фильмы и спектакли — драматические и музыкальные, — созданные, как принято говорить, «по мотивам» знаменитого романа Дюма. В каждом из них авторы весьма вольно обращаются с сюжетом, по-разному развивают и варьируют характеры героев, но даже в самом эксцентрическом из них всегда живет, заданный Александром Дюма, «гасконский» дух, соединяющий смелый и острый юмор с неистребимо благородным рыцарством.

И вот перед нами еще одно комедийное прочтение неувядаемого сюжета — мюзикл «Подвески королевы», арии, дуэты и сцены из которого вошли в эту пластинку. Многие, наверно, услышат эту музыку впервые, а вот имя ее автора знает весь мир. В 1982 году, когда отмечался 75-летний юбилей Василия Павловича Соловьева-Седого, на одном из концертов, посвященных памяти этого замечательного композитора, эстрадный оркестр Ленинградского телевидения и радио (сейчас он носит имя Соловьева-Седого) исполнил несколько номеров из мало кому известного мюзикла «Подвески королевы».

В творческом наследии В. П. Соловьева-Седого, где властно доминируют песни, покорившие весь мир, произведения иного жанра — балет «Тарас Бульба», оперетта «Самое заветное» и многие, многие другие — остаются как бы в тени, несмотря на то, что в свое время они были прекрасно приняты и пользовались успехом. Может быть, поэтому и «Подвески королевы» не привлекли когда-то должного внимания, и их сценическая биография ограничилась постановкой спектакля в московском Театре мимики и жеста, премьера которого состоялась в июле 1973 года.

В юбилейном концерте, почти через десять лет, снова зазвучала эта музыка. В интересной, оригинальной аранжировке В. Федорова, в современной и в то же время бережной интерпретации художественного руководителя и главного дирижера оркестра С. К. Горковенко она покорила своей свежестью, жизнерадостностью, словно не страницы творческого архива возрождали исполнители, а знакомили нас с новым, сегодняшним сочинением вечно юного создателя популярнейших, любимых мелодий.

Уже само название «Подвески королевы» говорит о том, что в либретто мюзикла использована только одна сюжетная ситуация — история с бриллиантовыми подвесками. Но и она претерпела здесь большие изменения в связи с комедийным, в чем-то даже пародийно-современным настроением музыки. Изменились и многие герои. Особенно сильно — Рошфор и Миледи. Они приближены к традиционной каскадной опереточной паре. Пожалуй, только Д’Артаньян сохраняет свои гасконские черты — смелость, благородство и обаятельный юмор (особенно в куплетах, которыми начинается мюзикл).

Автор стихотворных текстов С. Б. Фогельсон — один из тех поэтов, кто особенно много и плодотворно работал с В. П. Соловьевым-Седым в жанре песни. В содружестве с ним композитор создал около пятидесяти песен, среди которых такие известные, как песни из фильма «Небесный тихоход», песни «Матросские ночи», «Моя родная сторона» (последней из них особую известность принесло превосходное исполнение нашей великой певицы Надежды Андреевны Обуховой, которая часто включала ее в свои концертные программы). Самые первые песни В. П. Соловьева-Седого на стихи С. Б. Фогельсона — это песни фронтовые, написанные в годы Великой Отечественной войны, лирические и боевые, сурово-гражданственные и солдатские шуточные.

Среди исполнителей фрагментов мюзикла «Подвески королевы» — известные мастера ленинградской оперной сцены: В. Юзвенко (Королева), Н. Алексеев (Бэкингем), А. Ненадовский (д’Артаньян); артисты оперетты — Е. Дриацкая (Миледи), Б. Смолкин (Бонасье); эстрадные певцы — Ю. Охочинский (Рошфор), вокальный ансамбль п/у В. Акульшина (мушкетеры и дамы).

Эстрадно-симфонический оркестр Ленинградского телевидения и радио с давних, едва ли не довоенных времен является одним из активнейших пропагандистов творчества В. П. Соловьева-Седого. Художественный руководитель и главный дирижер оркестра заслуженный артист РСФСР Станислав Горковенко всемерно поддерживает эту традицию. Он не только включает в концерты оркестра известные, любимые всеми произведения замечательного советского композитора, но и открывает для широкого слушателя малоизвестные страницы его творческого наследия.

Г. Левашева

Оставить комментарий

avatar
  Subscribe  
Notify of